Возможно ли спасти велосипед от коррозии? Конечно можно, сегодня существует большой выбор специальных покупных средств, известны и народные методы. Но лучше предупредить появление дефекта, чем потом героически с ним бороться. А для этого необходимо выдерживать простое правило, заключающееся в содержании своего железного друга в нормальных условиях, без повышенной влажности. Оно сведёт риск ухудшения его состояния практически к нулю.
Для полного понимания проблемы ржавчины на велосипеде стоит глубже вникнуть в суть вопроса. Коррозия – естественное явление, всегда возникающее при соприкосновении металла и окружающей его среды. Для предупреждения процесса окисления, приводящего к появлению сразу рыжих пятен, а потом и дыр, найдены различные противоядия, но окончательно победить его ещё не удалось. Вот почему любое транспортное средство и велосипед, в том числе, состоящий, в основном, из металлических деталей, со временем начинает покрываться коррозийными пятнами. Если они появились, значит нужны срочные меры для очистки.
Профилактические меры
Для начала стоит разобраться, когда и по каким причинам на металлических элементах велосипеда появляется ржавчина. Здесь не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы сопоставить очевидные вещи. Представьте, что вы попали под дождь на велосипеде или байк одиноко простоял под холодными каплями, пока вы в кафе наслаждались чашечкой ароматного кофе. По приезду домой велик нужно протереть и хорошенько высушить. Если этого не делать, со временем металлические детали начнет разъедать ржавчина. Понятно, что после первого намокания коррозия не появится, но за вполне короткий промежуток времени (достаточно 2-3 месяцев) при ненадлежащем обращении с велосипедом на его металлических частях появятся характерные рыжеватые пятна. Можно выделить три основные причины, по которым это происходит:
- Хранение велосипеда в сыром помещении. Даже зимой нежелательно оставлять байк на неотапливаемом и незастекленном балконе.
- Повреждение защитного слоя (отслоение никелированного или хромированного покрытия, защищающего металл от коррозии).
- Ненадлежащая сушка после водных процедур.
Прежде, чем рассказать о том, как удалить ржавчину с велосипеда, стоит напомнить, что коррозия представляет собой смесь оксидов и гидрооксидов железа. Ржавчина появляется непосредственно от контакта металла с водой или воздухом.
Народные средства, используемые в борьбе с ржавчиной
Часто советуют использовать для борьбы с ржавчиной лимонную кислоту, которая найдется в любой доме. Заменит ее сок лайма, который выжимают в емкость, приступая к процедуре. Еще потребуются: ветошь и шлифовочный материал.
Действия выполнить нужно следующие:
- кислоту нанести на бумагу наждачную (можно использовать щетку металлическую);
- этим материалом нужно обработать поверхность байка, тщательно протерев ее, не забыв о креплении и мелких элементах;
- чтобы она не разъедала металл велосипеда, от нее избавляются, тщательно промывая обработанные места;
- теперь нужно хорошо просушить все: пройтись сухой ветошью, а потом, салфетками бумажными;
- детали, участвующие в движении велосипеда, после процедуры следует смазать гелевой смазкой или иной.
Аналогичным образом поступают, используя другой реагент – уксус и лимонную кислоту, берутся которые в пропорции 1:1.
Поможет «победить» коррозию другой проверенный способ с применением соды. Для этого в стакане воды разводят ее, взяв в количестве 2 столовых ложек.
Внимания требует цепь велосипеда, в обработке которой нужно быть особенно осторожными, чтобы не испортить деталь. Ее очищают раствором WD-40, соляркой или керосином, в которые деталь опускают минут на пять минут. После этого, смазывают минеральным маслом. Нанесенное масло должно проникнуть по возможности глубже, поэтому удаление ржавчины проводят, спустя минут 20 после его нанесения. Остатки масла удаляют губкой.
Рекомендуем:
Удаление ржавчины на велосипеде при помощи ортофосфорной кислоты
Кислоту 85% используют в промышленности. Работая с ней, нельзя забывать о безопасности, поскольку средство токсично и пожароопасно.
Если обращаться с кислотой правильно, то избавиться от ржавчины на велосипеде оно поможет эффективнее, чем другие средства.
Сделать следует так:
- открыть окна в помещении, где собираетесь работать с кислотой, надеть респиратор (в крайнем случае, маску) и резиновые перчатки, чтобы не было контакта с кожей;
- удалить ржавчину на велосипеде механическим способом (щеткой для металла);
- обезжирить зачищенное место мыльным раствором;
- с помощью валика, губки или кисти нанести на подготовленное место кислоту ортофосфорную;
- подождать пару часов;
- обработать участок нейтрализатором, в состав которого входят спирт, нашатырь и вода в пропорции 48:2:50;
- промывают затем место обработки моющим средством;
- сушат, используя ткань хлопчатобумажную.
Какие детали велосипеда наиболее подвержены ржавчине
Что такое ржавчина
Под ржавчиной понимают продукт коррозии металлов, чаще всего стали. Ржавчина представляет собой рыжеватый налет или пятна, возникающие в результате химической реакции между железом и кислородом при обязательном участии воды либо влажного воздуха. Данный процесс является неизбежным, и при наличии кислорода и влаги ржавчина покроет любое изделие из стали, что с течением времени приведет к его полному разрушению.
Любой велосипед, даже изготовленный из титанового или карбонового сплава, может комплектоваться деталями из стали.
Наиболее подвержены коррозии:
- руль;
- передняя вилка;
- подседельные штырь и дуги;
- обода и спицы;
- кривошипы (шатуны) и другие металлические элементы педалей;
- цепь;
- болты.
На раме поржавение появляется весьма редко, так как каждый велотранспорт окрашивается и обрабатывается специальным антикоррозионным составом. Лишь значительное повреждение покрытия рамы может стать причиной того, что на ней проступила ржавчина.
Детальный осмотр велосипеда
Чтобы не ломать голову над тем, как снять ржавчину с велосипеда, нужно понимать, что любой длительный контакт с влагой имеет соответствующие последствия. Нельзя хранить байк в сыром помещении, его обязательно нужно насухо протирать после мойки и катания под дождем, а поврежденное никелированное или хромированное покрытие нуждается в особом внимании. Поэтому, упаковывая велосипед на зимовку, каждый раз внимательно осматривайте металлические его части на предмет наличия коррозии. Это нужно делать и перед открытием нового сезона.
Велосипедная цепь
Велосипедную цепь не красят и ее не рекомендуется чистить металлической щеткой – от этого она быстрее изнашивается.
С ней следует поступить так:
- Положите цепь в металлическую емкость.
- Залейте соляркой.
- Поставьте банку на костер.
- Доведите солярку до кипения и подожгите.
- Банку с горящей соляркой снимите с костра и аккуратно вывалите содержимое на чистую каменную поверхность.
- Дайте солярке догореть, а цепи – остыть.
- Встряхните цепь несколько раз – остатки ржавчины и грязи с нее осыплются.
- Смажьте цепь солидолом.
- Установите ее на велосипед.
Важно! Процедура должна проводиться на открытом воздухе, с соблюдением правил пожарной безопасности.
Способы удаления ржавчины с велосипеда
Интересно! Ржавчина на раме – это последняя стадия. Если следы коррозии появились на этой части велосипеда, то, скорее всего, ситуация сильно запущена и следы разрушения можно найти на ободе колес, велосипедной цепи, звездочках, на металлических стыках и других деталях.
Все способы удаления коррозии с велосипеда условно можно разделить на 3 категории:
- Электродный.
- С помощью средств на основе ортофосфорной кислоты.
- Народные способы (с помощью слабых кислот и составов на основе пищевой соды).
В зависимости от степени повреждения и состояния деталей нужно и выбирать наиболее подходящий метод. Понятно, что в особо запущенных случаях пищевая сода окажется, скорее всего, бессильной. Для начала расскажем, как убрать ржавчину с руля велосипеда и других его частей с помощью народных методов.
Народные методы
Если вы заметили свежие следы коррозии на велосипеде или хромированных деталях, то можно воспользоваться проверенными народными методами, которые эффективно устраняют рыжеватые следы с металлических деталей. Удивительно, но обычный сырой картофель неплохо справляется с этой задачей. Нужно разрезать клубень наполовину, щедро посыпать срез солью и хорошенько потереть поврежденное ржавчиной место – должно отойти. Некоторые советуют использовать обычный кетчуп или томатную пасту для устранения коррозии: просто поливают поврежденный участок и ждут 5-7 минут, после чего смывают. Таким же методом можно использовать колу. Есть и другие народные способы, благодаря которым можно убрать ржавчину с колес велосипеда, цепи и других деталей.
Лимонная кислота
Это так называемый метод «домашней кислоты», который помогает устранить следы коррозии с никелированных и хромированных деталей, а также металлических элементов велосипеда.
Важно! Все работы необходимо выполнять в резиновых перчатках!
Раствор, который поможет эффективно расправиться с коррозией на металлических элементах, можно приготовить в двух вариациях:
- Непосредственно сама лимонная кислота или обычный сок лимона.
- Уксусная и лимонная кислота в соотношении 1:1.
Химические методы удаления коррозии
Конечно, химия – это более агрессивный способ борьбы с ржавчиной. Обычно его применяют для сложных ситуаций, когда подручные материалы могут не сработать.
Ортофосфорная кислота
Работать с ней довольно сложно, поскольку она токсична и легко воспламеняется.
Для работы понадобятся резиновые перчатки и респиратор для защиты, салфетки, сода и ватные диски для очистки велосипеда. Также помещение должно хорошо проветриваться.
Сначала нужно потереть обрабатываемую зону щёткой или скребком и обработать мыльным раствором, дабы обезжирить поверхность. Далее наносится ортофосфорная кислота с помощью ватки или валика.
Лучшие статьи : Преимущества и недостатки двухподвесных велосипедов
Через 2-3 часа понадобится нейтрализатор, который зачистит поверхность от кислоты. Его рецепт: вода, спирт и нашатырь в соотношении 50:48:2. После этого место протирается моющим средством, и велосипед сушится.
Иные растворы
Если деталь требует бережной обработки, то можно использовать WD-40, керосин или солярку. Эти методы подходят для очистки цепи. Достаточно опустить деталь на 5 мин в средство, затем смазать минеральным маслом.
Чистка велосипеда от ржавчины – необходимая процедура для каждого велосипедиста. Благо существует не один метод чистки, так что можно выбрать самый подходящий для состояния своего «железного коня».
Особенности очистки в труднодоступных местах
А теперь поговорим об основательной чистке, которая необходима в случаях, когда велосипед проржавел, как говорится, «от и до». Здесь неплохо было бы полностью разобрать байк до мельчайших деталей или частично, не снимая трансмиссию.
В первую очередь нужно почистить раму велосипеда. Особое внимание (кроме явных участков поражения) стоит уделить внутренним полостям подседельной трубы, кареточного и рулевого стаканов. Часто следы коррозии можно обнаружить на руле и раздвижном крепежном конусе вместе с внутренними стенками колонки. Это объясняется нехваткой смазки и попаданием влаги внутрь вилки.
Элементы трансмиссии – звезды, металлические остовы педалей, цепь – все это чистится отдельно от велосипеда. В любом случае эти детали придется снимать.
Труднодоступные места (например, цепь, гайки, звездочки и т.д.) проще замачивать в антикоррозийных растворах, соблюдая все меры предосторожности и выдерживая временные рамки. Убрать ржавчину с никелированной поверхности велосипеда можно лимонной кислотой, если степень повреждения незначительна. И помните о том, что после очищения следует защитить металлическую часть от дальнейшего появления ржавчины.
Несколько способов борьбы со ржавчиной на велосипедных деталях
Убрать следы коррозии с вело-деталей и узлов помогают несколько средств и способов.
Способ № 1. «Магазинный»
Самым простым и эффективным методом, безусловно, являются химические преобразователи ржавчины — составы, продающиеся в специализированных магазинах. На начальных стадиях поражения и глубже они действуют абсолютно безупречно, за один раз снимая до 90% налета. Потребуется для проведения очистных мероприятий только магазинный баллончик со средством, чистые тряпки, перчатки и респираторная маска (поскольку все эти составы очень резко и неприятно пахнут, да и вообще: химия — есть химия). Кроме того, надо будет выбрать место для обработки (гараж, балкон или лоджия, другое помещение производственного или хозяйственно-бытового назначения). Можно чистить велосипед от ржавчины и на улице, но важно делать это в сухую ясную погоду.
Под велосипед необходимо будет постелить прочную пленку и можно приступать к работе:
-
очистить обрабатываемые поверхности от возможной грязи и пыли;
- обезжирить детали и узлы, подлежащие обработке;
- хорошо просушить поверхности;
- нанести преобразующий состав слоем потоньше, распыляя из баллончика (если он снабжен пульверизатором) или пользуясь обычной губкой;
- подождать время, указанное на упаковке средства;
- снять состав, пользуясь чистой хлопчатобумажной тряпкой или салфеткой.
Если с первого раза не удалось снять ржавчину полностью, необходимо повторить полный цикл обработки — до тех пор, пока следы коррозии не будут полностью удалены с очищаемых велосипедных деталей и узлов. При невозможности полной очистки, следует применить какой-то другой, более действенный способ.
Способ № 2. Кислотный
Эффективным способом борьбы со ржавчиной является кислотный метод ее удаления. По мнению специалистов именно он способен ликвидировать самые глубокие коррозийные поражения.
Потребуются для проведения очистных мероприятий:
- лимонная кислота (можно взять свежий лимон или лайм) для разрушительного взаимодействия с оксидом железа;
- материал для шлифования (лучше, если это будет тонко спрессованная металлическая стружка из хозяйственного или автомагазина);
- чистая ветошь.
Последовательность действий следующая:
-
Сначала следует подготовить вело-детали и узлы к обработке: очистить от грязи, пыли. Потом обезжирить и хорошо просушить.
- Кислота льется на шлифовальный материал (!), а не на обрабатываемые поверхности. Причем, наносится так, чтобы цитрусовый сок не капал, а прессованная металлическая стружка была просто увлажнена.
- Шлифовальным материалом, смоченным лимонным или лаймовым соком, необходимо механически счищать ржавчину с пораженных участков. Чистить надо все — обода, цепь (только потом именно с этой детали остатки кислоты надо удалять очень тщательно — все до последней капельки), спицы и т.д. С особой осторожностью чистят звездочки.
- Для последующей промывки велосипед переворачивается «вверх ногами».
- Собственно далее следует промывка. Она необходима, чтобы кислота в дальнейшем не разъедала металл. Смываются остатки кислоты водой. Чистая ветошь как следует смачивается, и ею тщательно обрабатываются все чищенные поверхности.
- Велосипед после очистительных мероприятий нуждается в качественной просушке. Его надо насухо протереть (несколько раз) чистой хлопковой ветошью.